Главная » Статьи » Радио » СТАТЬИ О РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ

РАВИС и DAB на низком старте. DRM в обиде. Странное будущее цифрового радио РФ

25 июля 2019 года, без предупреждения, Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) отдала отечественному стандарту РАВИС диапазоны 65,8–74 МГц и 87,5–108 МГц для организации вещания цифрового радио. Теперь к выбору из двух не очень хороших стандартов добавился третий.

В РФ есть специальный орган, занимающийся распределением доступного радиодиапазона между желающими его использовать. От его решений во многом зависит инвестиционная политика компаний и доступность населению различных услуг беспроводной связи и вещания.

Вот уже с середины нулевых годов идёт вялая подготовка к переходу на цифровое радио- и телевещание. И чем дольше этот процесс тянется, тем более удивительна стратегия ГКРЧ по этому вопросу (если она вообще есть).

16 апреля 2018 года ГКРЧ приняло решение развивать цифровое радио на частотах 175,872–228,128 МГц по стандарту DAB+ (вообще этот диапазон предназначен для ТВ, но выделили для цифрового радио). Срок действия разрешения – 10 лет.

11 сентября 2018 года ГКРЧ приняло решение развивать цифровое радио на частотах 65,9–74 МГц и 87,5–108 МГц по стандарту DRM+. Срок действия разрешения – 10 лет.

Так были распределены все доступные частоты между двумя конкурирующими стандартами. Можно было бы предположить, что это необходимо для пилотных проектов. Однако эти решения были вынесены уже по результатам таковых. То есть это было фактически разрешение на создание двух конкурирующих и несовместимых систем.

И вдруг, 25 июля 2019 года, без предупреждения, ГКРЧ отдала отечественному стандарту РАВИС диапазоны 65,8–74 МГц и 87,5–108 МГц для организации вещания цифрового радио. Также на 10 лет. Ранее эти частоты были предназначены для DRM+, который ведомство называло своим фаворитом.

Так что же это за зверь такой, РАВИС? Давайте начнём с сухих цифр и заявлений разработчика:

Система РАВИС обеспечивает передачу видео, звуковой и другой сопроводительной информации для фиксированного и мобильного приема. РАВИС обеспечивает:

повышение количества и качества передаваемых звуковых программ (10-15 высококачественных звуковых программ в одном радиоканале);
введение новых сервисов, в том числе видеовещания, при устойчивом мобильном приеме;
снижение энергопотребления вещания;
увеличение зоны покрытия одним передатчиком, возможность создания малых и больших одночастотных сетей.

Таким образом, отечественный стандарт предполагает совмещение возможности вещания цифрового радио со звуком высокого качества и цифрового ТВ среднего качества (видеопоток 900 кбит/с, вместо 15 аудиопотоков на канале). Естественно, есть возможность трансляции текстовых и технических сообщений, графических слайдов.

Выглядят характеристики предполагаемого стандарта вещания очень хорошо, действительно лучше альтернатив (хабрапост с обзором DAB). Кстати, разработчики не забыли показать свою работу во всей красе на бледном фоне конкурентов.

Ключевые лица «Сад-Ком», компании-разработчика стандарта РАВИС – Виктор и Александр Дворковичи. Родственники бывшего премьер-министра Аркадия Дворковича (ныне председатель фонда Сколково, председатель совета директоров Роснано). Дворковичи владеют 2/3 компании и непосредственно занимаются разработкой. Кстати, компания «Сад-Ком» является резидентом Сколково.

Судя по всему, именно «Сад-Ком» планирует выступить ведущим или даже единственным производителем электроники, необходимой для организации вещания и приёма сигнала по новому стандарту. Так, совместно с предприятиями военной промышленности уже налажено экспериментальное или мелкосерийное производство оборудования (себестоимость приёмника – $100 с перспективой снижения до $40-50 в массовом производстве). О том, насколько конкурентные технические характеристики у продукции за такую цену, информации нет. Равно как и о возможности и желании внедрить поддержку стандарта зарубежными производителями потребительской электроники.

Интересны и последствия, которые ожидают рынок радио. Так, все эксперты единодушно заявляют о неготовности игроков к росту конкуренции, которая возникнет вследствие значительного уменьшения стоимости входа. Несколько сотен свободных и дешёвых каналов вещания радио, а также несколько десятков ТВ-каналов, которые могут возникнуть вследствие перехода на цифровое вещание, слишком тонко нарежут рекламный пирог. Так, в первом квартале 2019 года объём рекламы на радио составил 3,4 миллиарда рублей.

При этом эксперты ни слова не говорят о тех возможностях, которые возникнут с приходом новой технологии: таргетированная реклама, новые форматы рекламы (в фото, тексте и слайдах), расширение общей аудитории за счёт повышения качества звука и разнообразия станций. Весьма интригующе выглядит и вероятность создания альтернативной сети ТВ-вещания, ориентированной на водителей и обладающей возможностью локальной вариации содержания эфира.

Впрочем, есть и сомнительное последствие – вероятное возникновение операторов вещания. Так, стандарт предполагает вещание мультиплексом (одна антенна и один комплект оборудования транслируют одновременно 10-15 радиостанций). Вероятно, отдельные станции не станут закупать и поддерживать всё оборудование, способное вещать 15 программ, когда им нужны лишь одна-две. Скорее всего, возникнут операторы, владеющие сетью передатчиков и арендующие радиодиапазон, которые будут сдавать станциям в аренду полосу. И они же будут определять правила (не)допуска к вещательной сети.

источник: habr.com

Автор статьи: Сергей IMnEpaTOP

по теме:

WorldDAB и EBU поддержали принятие стандарта радиовещания Euro DAB

Тестирование DRM+ Simulcast в Санкт-Петербурге на 95,7 МГц

О выделении частот 65,9–74 и 87,5–108 МГц для использования радиоэлектронными средствами цифрового эфирного звукового вещания стандарта DRM+

DRM+ или DAB+ ?

Категория: СТАТЬИ О РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ | Добавил: shipilevsv (15 Сентября 2019)
Просмотров: 35
Всего комментариев: 0
avatar